Кое-что из истории камней

С древних времен камень привлекал внимание человека. Вначале он служил орудием труда и использовался как оружие на охоте. В обнаруженных поселениях древнего человека в СССР на Южном Урале найдены многочисленные изделия из яшмы и хрусталя - ножи, топоры, скребки, наконечники для копий и стрел и т.п.
Первоначально камни подбирали с поверхности земли, а с неолита начали их добычу. Древние подземные разработки кремней найдены во Франции, Англии, Польше, Швеции, на о. Сицилия и в других местах. Во времена неолита наряду с различными разновидностями кварца стали использовать нефрит, жадеит, обсидиан и другие, твердые или вязкие минералы,образующие при сколе острые режущие кромки.
У некоторых народов нефрит служил материалом для изготовления оружия почти до настоящего времени. Так, в Новой Зеландии еще немногим более ста лет тому назад из нефрита делали наконечники для стрел.
В эпоху неолита камень играл еще одну важную роль - он был предметом религиозного поклонения. Из красивых блестящих кристаллов определенной формы делали амулеты, вырезали фигурки богов. Кроме того, камни шли на изготовление украшений. Так, на неолитических стоянках рядом с каменными орудиями труда и охоты археологи находят украшения из цветной гальки, кристаллов кварца Ираковин. А.Е. Ферсман писал: "Яркие краски речной гальки, прозрачность горного хрусталя, красота самоцвета не могли не привлечь внимания человека. Появился новый стимул для изучения камней, и человек начинает предпринимать далекие странствования в поисках их" .
Не потерял своего значения цветной камень и в дальнейшем. По мнению индийского минералога Рао Бохадура, изумруды в Индии стали известны за 2 тыс. лет до н.э., сапфиры и рубины Цейлона (Шри-Ланки) за 600 лет до н.э., а алмазы Индии за 1000-500 лет до н.э. Добыча драгоценных камней, по-видимому, являлась одним из самых древних промыслов. Известно, что бирюзу добывали на Синайском полуострове за 3400 лет до н.э. Художественные изделия с лазуритом, амазонитом, гранатом, изумрудом, аметистом находят в захоронениях Древнего Египта. В горах Африки на берегу Красного моря добывали изумруды (2000 лет до н.э.) в копях, позже названных "копями Клеопатры".

В гробнице Тутанхамона найдено множество украшений, отделанных бирюзой и лазуритом. Жук-скарабей на нагрудной подвеске фараона вырезан из зеленого камня.
Из красивых твердых камней вырезали печати, на которых, по свидетельству Геродота, изображали богов, эпизоды сражений и т.д., символы профессии человека. В 2100-1800 гг. до н.э. в Египте стали делать печати сложных форм, изготовленные в виде священных жуков-скарабеев.
Во времена крито-микенской культуры (XXI-XIV вв. до н.э.) были широко распространены резные перстни-печатки, а также оружие и посуда, украшенные цветными камнями. В одной из гробниц найден кубок, вырезанный из целого куска горного хрусталя.
В индийских Ведах (XI-Хвв. до н.э.) упоминаются многие драгоценные камни. Древние индийцы считали, что драгоценные камни - это капли крови борющихся на небе богов; кровь падала на песок священного Ганга и превращалась в рубины и гранаты.
Древние индусы считали, что драгоценные алмазы образуются из "пяти начал природы": земли, воды, неба, воздуха и энергии. Алмазы, как и население Индии, подразделялись на четыре класса-касты: брахманы - чистые, бесцветные октаэдрические кристаллы, шатрии - окрашенные в красноватые тона, войшье - зеленоватого цвета, шудры - серые.
В Древней Индии особо ценили камни красного цвета, на Среднем Востоке - синие, а в Древнем Египте - зеленые. Возможно, это связано с тем, что такого цвета драгоценные камни добывали в этих странах.
Один из древних самоцветов - янтарь. Плиний Старший писал, что в Скифии встречаются "золотистые горящие камни", которые добывали на территории современных Украины и Белоруссии, а также на побережье Балтийского моря. По древним торговым путям янтарь попадал в Западную Европу, Индию и даже Китай. В VIII-Х вв. в ряде стран янтарные пластинки и изделия служили эквивалентом золотых и серебряных монет.
В VII в. до н.э. в Древней Греции зародилось искусство глиптики - резьбы по камню. Материалом для изготовления гемм первоначально служили различные разновидности кварца - сердолик, яшма, сардер, горный хрусталь, празем и др., в более поздний период (II-I вв. до н.э.) - гранат, изумруд, а также многослойные камни - сардоникс, оникс и др.
Античные мастера на камне вырезали сцены из мифологии, изображения богов и мифических героев, портреты правителей, победителей Олимпийских игр и т.д. Камни и сюжеты соответствовали назначению.
Так, траурные геммы изготавливали из черных камней, на которых часто вырезали Прозерпину, похищенную богом мира умерших Аидом;
свадебные геммы делали из сердолика, часто с изображением Амура и Психеи - символом верной любви. На аквамарине вырезали морские сюжеты или фигурки Нептуна и Тритона, на аметисте, который якобы предохранял от опьянения, - бога веселья и виноделия Диониса (Бахуса). Юристы и судьи носили геммы из кроваво-красной яшмы.
В Государственном Эрмитаже в Ленинграде находится уникальная коллекция античных гемм: "Геракл и Гидра" и "Упражнение на коне" (VI в. до н.э.), "Атлет с гантелями" (V в. до н.э.), "Гоплитодром" и "Атлет с оружием" (IV в. до н д.). Прекрасны вырезанные на сердолике геммы, на которых изображены Зевс и Леда, богиня победы Ника на колеснице, Психея и Эрот. Изумительны по красоте геммы знаменитого Хеосида на яшме - "Цапля с кузнечиком", "Лошадь-победительница", "Летящая цапля" и др. Эти камеи представляют собой великолепные художественные произведения - живопись на камне. В Эрмитаже хранится великолепная гемма из сардоникса с портретом Александра Македонского работы выдающегося мастера резьбы по камню Пирготеля.



Камея Гонзага. Трехслойный оникс.

Всемирную известность приобрела вырезанная на трехслойном ониксе "Камея Гонзага" (III в. до н.э.), на которой изображен парный портрет египетского царя Птолемея и его жены Арсинои (рис. 1). Великолепный резчик мастерски использовал различный цвет слоев оникса. Фоном служит темно-коричневый нижний слой, на котором контрастно выделяются белое с голубоватым оттенком лицо Арсинои, ее шея, плечо, а также гребень шлема Птолемея. Лицо царя более светлое и резко отличается от лица царицы - как будто загорелое, мужественное. Из верхнего коричневого слоя вырезаны шлем, волосы и эгида Птолемея. Длина камеи около 16 см, ширина 12 см. Эта гемма была подарена императору Александру I Жозефиной Богарнэ в 1811 г.
В VI в. до н.э. возникло самобытное этрусско-италийское искусство резьбы по камню, для которого характерен более пышный, помпезный стиль.
История сохранила имена наиболее известных древних мастеров резьбы по камню: Пирготеля, Апполонида, Кронида, Аспазия, Афениона (II в. до н.э.), Диоскорида. Многие музеи современности бережно хранят в своих коллекциях бесценные творения древнего мира - камеи и инталии.
В Берлине хранятся геммы: на сердолике с портретом Помпея и на ониксе с изображениями Цербера и Геркулеса. В Париже в кабинете гемм Французской национальной библиотеки экспонируется ряд драгоценных античных камей: Амфитрида, плывущая по волнам на морском быке (работа Гликона), изображение Пелопса с конями Нептуна, "Психея" и ряд других, а в Парижском музее - геммы Диоскорида "Голова Маце-наса" на аметисте и "Персей" на сердолике.
В Древнем Риме большой популярностью пользовались разнообразные ювелирные изделия с драгоценными камнями. М.И. Пыляев пишет, что римский император Аврелий первый украсил свою голову короной. Жена Калигулы на торжественные приемы надевала драгоценностей на сумму 40 млн. сестерций.
На территории СССР самые древние ювелирные изделия с драгоценными камнями найдены в Грузии (захоронения XV в. до н.э. у г. Триалети, Ахалгорийский клад VI-V вв. до н.э.), Армении, Азербайджане. Обнаружены разнообразные украшения - браслеты, перстни, серьги, ожерелья и т.д. с сердоликом, агатом, бирюзой, лазуритом. На побережье Черного моря, там, где с VB. находились греческие города-колонии, также обнаружено большое число украшений с горным хрусталем, аметистом, халцедоном и другими цветными камнями. Манера исполнения, сюжеты и выбор камней свидетельствуют о сильном влиянии культуры Древней Греции.
В период I в. до н.э. - I в. н.э. на территории нынешней Белоруссии, в Полесье, у древних славянских племен уже были украшения из драгоценных камней. Так, при раскопке захоронения у с. Велемичи обнаружено ожерелье из синих и зеленых камней.
В других районах европейской части СССР сказывалось влияние культуры Средней Азии - Ирана, Хорезма, государств Кавказа. Так, например, при раскопках захоронений, относящихся к V-VIII вв., в районах Прикамья найдены украшения - бусы, ожерелья и браслеты из горного хрусталя, плазмы, празема-, а также бирюзы и лазурита - излюбленных камней Востока.
Обработка цветных драгоценных камней в древние времена была несложной. Как правило, она ограничивалась обкалыванием камня, резьбой, шлифовкой и полировкой. В раннем средневековье обработка ювелирных камней усложняется; камень вначале шлифовали на мелкозернистом песчанике, а затем полировали на свинцовой плите с кирпичной мукой или толченым мелким горным хрусталем. В результате получали выпуклые камни с блестящей поверхностью, похожие на современные кабошоны. Обработанные таким образом камни применялись в разнообразных изделиях: ими украшались чаши и кубки, оружие, сбруи, церковная утварь и одежда. Чаще всего в изделиях XII-XIII вв. применялись аметисты, горный хрусталь, сердолик, изумруды, сапфиры, бирюза. Так, в Государственном Эрмитаже хранятся реликварии, распятия, складени и другие изделия Франции и Германии XII-XIII вв., которые отделаны перечисленными драгоценными камнями.

Инталия "Марс и Беллона". У. и Ч. Браны. Светло-красный сердолик. Размер 3,6х3 см


В XIV-XV вв. в Западной Европе культура и техника обработки цветного камня значительно возросли. С 1327г. в Брейсгау (Германия) начали работать "шлифовальные мельницы" с водяным или ручным приводом, в 1350 г. такая же мельница была построена в Праге, в 1385 г. - в Нюрнберге, а затем и в Идар-Оберштейне. В 1400г. немецкие мастера появились в Париже, где в 1456 г., видимо, впервые начали обрабатывать алмаз алмазным порошком.
В странах Европы до XV в. искусство глиптики не развивалось, хотя камеи и инталии античных времен пользовались неизменным успехом. М.И. Пыляев пишет, что Карл Великий геммой с изображением Юпитера скреплял документы, а Пипин Короткий для этих целей использовал гемму с изображением Бахуса.
Эпоха Возрождения оказала значительное влияние на развитие ювелирного искусства. Искусство глиптики в Италии вновь возродил Иоанн Бернарди (1555 г.). Произведения Бернарди свидетельствуют об его большом художественном вкусе - они не отличались от античных гемм. Преемниками его были Доми-нико де Камеи из Неаполя и Коль-дорэ во Франции.
В это же время жил и работал знаменитый художник-ювелир Бен-венуто Челлини, создавший великолепные образцы ювелирных изделий из золота, эмали и драгоценных камней. Многие его работы хранятся в музеях Вены, Парижа и других городов. По рисункам известных итальянских живописцев Гиберти, Гирлан-дайо и др. были созданы уникальные ювелирные изделия - перстни, браслеты, застежки, пояса с многофигурными сценами. В Милане покрывают резьбой сосуды из хрусталя и других цветных камней. Там же были изготовлены великолепные столешницы из различных цветных камней, находящиеся ныне в Эрмитаже. Мастера Милана и Флоренции использовали для столешниц жадеит, лазурит, малахит, аметист, яшмы, агат и др. В Италии цветными камнями украшали оружие. Для этих целей использовали лазурит, сердолик, яшму, бирюзу, гранат, агат и др.
В Германии также развивается ювелирное дело. Крупнейшие художники начала XVI в. Дюрер, Гольбейн-младший и др. создают рисунки ювелирных изделий, по которым мастера Нюрнберга, Аугсбурга и других городов изготовляли драгоценные изделия. Великолепным резчиком по камню считался Лука Килиан, которого называли немецким Пирготелем.

Камея "Аллегория победы над турецким флотом ". У. и Ч. Брауны. Сардоникс.


В это же время в ряде стран появляются первые кабинеты минералогии. Существует предположение, что в 1600 г. в Париже была разработана технология огранки алмаза в форме бриллианта. Однако Э. Брутон считает, что первые бриллианты были изготовлены раньше в Венеции В.Перуччи.
В эпоху Возрождения резные изделия из кварца и его разновидностей становятся предметом коллекционирования. Знаменитый поэт Италии Петрарка считался одним из первых крупных коллекционеров античных гемм. Примечательно, что в резьбе по камню в течение нескольких веков преобладал античный стиль. В XVIII в. искусство камнерезания стало развиваться во многих странах. Наиболее интересны геммы конца XVIII в. английских резчиков Уильяма и Чарльза Браунов, богатая коллекция которых хранится в Эрмитаже. Брауны выработали свой стиль подражания античным мастерам. Чаще всего они применяли сердолик, сардоникс, оникс, горный хрусталь, кахалонг и другие разновидности кварца.
В известной инталии "Марс и Беллона" мастерски использована разнообразная окраска камня, в результате получилось глубокое объемное изображение. Очень интересна камея "Аллегория победы над турецким флотом", выполненная на трехслойном (синем, коричневом, белом) сардониксе. На темно-коричневом фоне с синим просветом вырезана белая фигура Екатерины II в образе богини победы Минервы, перед которой преклонил колени янычар, олицетворяющий поверженную Турцию. Над Екатериной - парящая фигура Славы. Резьба тонкая, прекрасно передана объемность изображения.

 Ссылки

Познакомься с народом
На Главную
Напишите мне

Используются технологии uCoz